вторник, 5 февраля 2013 г.

субъекты права на тайну личной жизни

В середине июля специалистам по информационной безопасности не было скучно. Одна половина представителей этой профессии с тихим трепетом ожидала принятия законопроекта, меняющего Федеральный закон от 27 июля 2006 года 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - ФЗ-152, закон «О персональных данных»), а другая – участвовала в яростной переписке со сторонниками этого законопроекта. В этот самый момент произошло событие, которое добавило градус и без того жаркому лету. В результатах, выдаваемых одной из крупнейших поисковых систем России «Яндекс», появились многочисленные ссылки на тексты сообщений, отправленных абонентам сотового оператора «МегаФон» через онлайн-сервис компании. 

Право на неприкосновенность частной жизни является одним из фундаментальных прав человека, закрепленных статьей 12 Декларации прав человека и статьей 8 Европейской конвенции о правах человека и основных свобод. Конституцией Российской Федерации устанавливается, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени» (Статья 23, часть 1). Право на личную тайну относится к неотъемлемым, неотчуждаемым и не передаваемым иным способом нематериальным благам, закрепленным и в Гражданском Кодексе Российской Федерации (статья 150). Как соотносится институт личной тайны и персональных данных? Не претендуя на полноценное юридическое расследование, попробуем, однако, рассмотреть этот вопрос. 

Проект Универсальной Электронной Карты (УЭК), подготовка которого сейчас проходит в нашей стране, продолжает вызывать негативные эмоции отдельных категорий граждан. Часто можно услышать мнение о том, что, вводя в обиход универсальные карточки, государство собирает с граждан персональную информацию с целью установить тотальный контроль над личной жизнью субъектов персональных данных. Особенно активные противники проекта призывают отказываться от оформления этого документа, дабы не передавать государству свои персональные данные. Однако поможет ли такая мера? Попробуем ответить на этот вопрос. 

Лето не за горами, а это значит, что в скором времени основная масса выпускников школ будет сдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Само по себе это мероприятие уже не первый год встречает со стороны доброй половины родителей неодобрение. Теперь ко всем видимым проблемам такой системы аттестации, как ЕГЭ, добавилась обработка персональных данных в ходе проведения экзамена. 

Право на образование является одним из основных прав граждан, гарантированным Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом 3266-1-ФЗ «Об образовании» (далее – ФЗ-3266-1). В частности, в статье 5 настоящего закона сказано, что «…гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости». 

Взаимодействие оператора персональных данных и уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных осуществляется на основании норм Федерального закона от 27.07.2006 152-ФЗ "О персональных данных" (далее Закон). В настоящее время уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства, является Роскомнадзор. 

Статья 6 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - 152-ФЗ) устанавливает, несмотря на случаи исключения, основным условием обработки персональных данных субъектов наличие согласия самого субъекта, а часть 1 статьи 9 вышеназванного закона говорит о том, что такое согласие субъект персональных данных дает своей волей и в своем интересе. 

Информационно-аналитический журнал для операторов персональных данных

Комментариев нет:

Отправить комментарий