воскресенье, 10 февраля 2013 г.

карта боевых действий 1942 г вов погостье

Пока одни строили часовню, другие занимались собственно поиском поднимали останки бойцов. За два дня до захоронения в районе урочища Липовик новосибирцам попалось несколько медальонов. Один из них сразу прочитали. И началось

Освятил часовню во имя Святителя Николая 8 мая 2012 года отец Вячеслав Харинов, настоятель питерского храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», протоиерей, благочинный Кировского округа Санкт-Петербургской епархии. Проповедь, услышанная поисковиками и другими участниками торжества а на погостинском кладбище собралось в этот день больше ста шестидесяти человек, потрясла всех. Отец Вячеслав давно снискал славу «фронтового священника», поскольку отпевает найденных поисковиками бойцов. «Я заново открыл для себя войну, потому что оказался благочинным в бывшей прифронтовой полосе. Эта часть епархии, которую мне поручили, особенная. Такого клочка земли больше на свете не найти. Если мы возьмём статистику военных действий на планете именно битв, то аналогичных потерь, какие случились здесь во Вторую мировую, нигде не было. Там, где шли бои, до сих пор тела лежат на глубину штыка», признался отец Вячеслав журналисту одного из питерских изданий. Священник утверждает, что поисковая работа это «свидетельство нашей любви к павшим и веры, что господь простит нас за потревоженные останки, ведь захороненным считается лишь тот, кого с молитвой и с любовью погрузили человеческие руки в специально вырытую могилу».

Так или иначе, руку к строительству приложили все и те, кто вложился деньгами, и те, кто под дождём вкручивал сваи, и те, кто красил бревна и обкапывал уже готовую часовню на случай пала. Пригодились строителям и кусок линолеума, на котором месили цемент с песком (его на всякий случай прихватил с собой предусмотрительный Алексей Канунников), и специализация Михаила Сарсёнова, ещё подростком ездившего с «Поиском», а ныне геодезиста высшей категории, жителя Москвы, и организаторский талант сибиряка Егора Елисеева, и умение бывшего ученика новосибирской школы 56, строителя Алексея Степанова. Основной двигатель строительства Борода, как зовут Александра Марьенкова, украсил двускатную крышу часовенки деревянными кружевами, а ещё привёз собственноручно изготовленный поклонный крест из цельного дуба с надписью: «Господи, Иисусе! Прими души праведные с миром! Прими Святое Воинство, защитившее землю Русскую!». Крест установили напротив железнодорожной площадки станции Погостье.

В местах бывших боёв, где промышляют мародёры, а находки военной поры становятся расхожим товаром, к людям, отправляющимся в лес, относятся с подозрением. Велико было удивление киришцев, увидевших на перроне электрички юных поисковиков в обнимку со свеженапиленными брёвнами. Наталья Некрасова спешила успокоить: уважаемые жители, не пугайтесь, это мы часовню ставим в Погостье. И по городу пошёл слух: новосибирцы делают богоугодное дело.

Сделали разметку на месте и стали ждать представителей кронштадтской фирмы, которые должны были привезти сваи по новым технологиям закручивающиеся в землю, рассказывает Ольга Васильевна. День был праздничный, и у кронштадтцев не складывалось с машиной, положение спас Василий Быстров, питерский поисковик, наш давний знакомый, работавший рядом на «Невском пятачке». Он съездил за строителями и успел привезти к электричке Надо было видеть, с каким удовольствием вкручивал народ эти сваи, бравшись за длинные рога по пять-шесть человек! Залили раствор, а когда он застыл, стало понятно, что можно успеть сделать всё

Этой весной поисковики планировали разве что сделать разметку, подготовить место под фундамент и только осенью в сухую погоду приступить к возведению часовни. Но всё сложилось как нельзя лучше, словно у строителей были свои небесные покровители.

Студентки четвёртого курса Анна Мирясова, Ульяна Воскресенская, Мария Голубева и Екатерина Иванова, разработавшие эскизный проект часовни, собираются в августе отправиться с «Поиском-МГиВ» на Вахту Памяти и увидеть результат на месте.

Мы обратились в Новосибирский архитектурно-строительный университет НГАСУ, бывший Сибстрин, с просьбой разработать проект реконструкции воинского мемориала и часовни на территории станции Погостье, рассказывает Наталья Изотовна. Нам повезло, Евгения Кетова, доцент кафедры архитектуры и руководитель Молодёжной творческой мастерской организовала нам встречу со студентами, мы рассказали о своей работе. И они сделали для нас проект бесплатно!

В Новосибирске сразу нашлись единомышленники Ольга Сидоренко, один из руководителей и старожилов экспедиции, сотрудник театра «Глобус», Андрей Клюшниченко, выросший в «Поиске», а сегодня работающий в строительной отрасли, и Алексей Канунников, профессиональный строитель, стали обдумывать детали: какой фундамент способен устоять в условиях болотистой местности, как везти в электричке цемент, щебень и прочие строительные материалы, и что можно успеть за весеннюю вахту. Наталья Некрасова в это время вела переговоры с духовной и светской властью, поскольку просто взять и поставить часовню в память о погибших в нашей стране нельзя.

Идея поставить часовню в Погостье принадлежит питерскому поисковику Александру Марьенкову, мастеру резьбы по дереву, уже ставившему часовни и поклонные кресты. «Поиск-МГиВ» Сибирского кадетского корпуса с питерскими поисковиками связывает давняя по-человечески искренняя дружба, та, что позволяет на одном раскопе бок о бок работать и хоронить бойцов вместе, и на часовню сбрасываться, и сообща её строить.

Часовня своими руками

Из воспоминаний Николая Никулина, историка искусств, хранителя Эрмитажа, принимавшего участие в боях у Погостья: « О неудачах под Погостьем, об их причинах уже написано. Шедшие здесь бои были в какой-то мере типичны для всего русско-немецкого фронта 1942 года Легко писать это, когда прошли годы и затянулись воронки на местах боёв. И почти все забыли эту маленькую станцию. Уже притупились тоска и отчаяние, которые пришлось тогда пережить. Представить это сейчас невозможно, и поймёт их лишь тот, кто на себе испытал необходимость вот так просто встать и идти умирать. Погибать, когда у тебя вся жизнь впереди и тебе всего семнадцать. И умереть придётся без оркестра и речей, в грязи и смраде. Смерти твоей никто не заметит. Ляжешь в груду тел у железной дороги и сгниёшь, забытый всеми в липкой жиже погостинских болот».

Давно нет в живых бабы Нюры. Погостье, как и многие малые деревни в России, вымерло. Из жителей на восемь домов здесь остались только дачники и лесник. Сегодня Погостье своеобразный портал в прошлое, другого места для погружения в подлинную историю Великой Отечественной войны трудно представить.

За эти двадцать два года у деревни Погостье стараниями москвичей, питерцев и новосибирцев выросло большое воинское братское захоронение, на котором обрели вечный покой около пятнадцати тысяч бойцов Великой Отечественной. Устраивать мемориальное кладбище на станции, которую соединяет с миром одноколейка и четыре электрички в день (других дорог через погостинские леса и болота просто нет), местные власти не планировали. Мемориальный комплекс был построен в Новой Малуксе более доступном для транспорта, а значит, и людей селе. Так погостинское кладбище осталось почти исключительно на попечении новосибирцев. Это они хоронят здесь бойцов, устраивают поминальные торжества, ежегодно чистят от поросли территорию, устанавливают и обновляют самодельные деревянные кресты, красят их в голубой цвет, словно добавляя в него частичку неба

Местные жители приняли новосибирцев насторожённо. Приютила их баба Нюра, на долгие годы став местным ангелом-хранителем экспедиции «Поиск-МГиВ».

Новосибирские поисковики впервые при]ехали на станцию Погостье в 1990 году. Наталья Некрасова с командой увидели тогда практически нетронутые места: поросшая лесом фронтовая зона, под слоем старой листвы и дёрна белеют останки бойцов, а в воронках от авиационных бомб и пулемётных гнёздах лежат десятки безымянных героев.

В боях за осаждённый Ленинград маленькая станция Погостье стала большим погостом, сполна оправдав своё название. В этих местах шли ожесточённые бои, с января 1942 го]да наши войска долго и безрезультатно пытались взять укреплённые позиции 18-й армии вермахта. Цель была достигнута в кровавых лобовых атаках ценой огромных потерь. Согласно оценкам самих участников тех событий, а также архивным данным, войска Красной Армии только за три месяца потеряли здесь убитыми и пропавшими без вести более 30 тысяч солдат и офицеров.

Деревня Погостье

В свою 43-ю Вахту Памяти новосибирские поисковики установили в деревне Погостье часовню в память о тех, чьи имена канули в Лету безымянных героев Великой войны.

22 июня 2012 в 15:15 — 796 просмотров

Комментариев нет:

Отправить комментарий